В настоящее время большинство мам имеют возможность воспитывать своего малыша дома. Это, конечно, большое счастье — видеть изо дня в день, как растет и развивается ребенок, но в то же время это и большая ответственность, ведь в этом случае задача развития ребенка раннего возраста полностью возлагается на его родителей.
Иногда мамы и папы думают, что до трех лет главное в воспитании — создание наилучших условий для физического развития ребенка, ошибочно полагая, что развитием его умственных способностей можно будет заняться позже. Родители, помните: обучением и воспитанием малыша необходимо заниматься с момента его рождения! В возрасте до трех лет происходит наиболее интенсивное развитие мозговых клеток. Так, согласно современным исследованиям, к трем годам развитие клеток головного мозга завершено уже на 70—80 %.
Раннее развитие не предполагает насильственного «вскармливания» младенцев цифрами и фактами, но вы можете, играя и не переутомляя малыша, обогащать его личный опыт познания мира, тем самым развивая его умственные способности невероятными темпами.
Став родителями, мы автоматически становимся воспитателями, даже если сами не осознаем этого. Разговариваем ли мы между собой, выполняем ли какую-то работу, когда малыш рядом, запрещаем ли ему строгим тоном что-либо или же улыбаемся ему — все это воспитание и обучение. Но в этой книге мы будем говорить о раннем развитии малыша как о сознательном процессе, когда мама знает, какую область развития она в первую очередь стимулирует, занимаясь с ребенком и совершая какие-то действия.
На этом сайте представлены игры-занятия для малышей второго и третьего года жизни, которые будут способствовать созданию фундамента общего умственного развития. Речь идет о сенсорном воспитании ребенка. А называем мы его фундаментом потому, что любое познание начинается с восприятия.
Сенсорное развитие — это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также фактуре, запахе, вкусе и т. д. (по Л. А. Венгеру). Другими словами, это развитие органов чувств и накопление представлений об окружающем мире, ведь именно первые годы жизни наиболее благоприятны для развития наших пяти органов чувств, и само познание окружающего мира начинается в младенчестве.
Каждый ребенок, даже без целенаправленных занятий, так или иначе сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств окружающего мира: предметами домашнего обихода, игрушками, произведениями искусства — и воспринимает их. Однако именно планомерные занятия способствуют более эффективному развитию сенсорного восприятия.
Предлагаемые игры-занятия развивают зрительное, слуховое и тактильное (осязательное) восприятие. Открывайте нужный вам раздел и начинайте с первого занятия. Игры в каждом разделе предлагаются в том порядке, в каком их желательно проводить. Но при этом ориентируйтесь на своего ребенка — выбирайте те занятия, которые ему больше нравятся, которые малышу по силам. К сложным для него упражнениям можно будет вернуться через некоторое время.