Юридическая справка
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни.
С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по
жизни, встречает взлеты и падение, имя вспоминают родные и близкие на
могиле усопшего. Огромную роль играет значение и тайна имени, то что в
него заложено веками. Здесь вы узнаете все про значение и тайну имени
человека и о том, какое влияние оно оказывает на характер. Одно
звучание имени дает большое количество информации. Имя может звучать
благозвучно, ласково, возвышенно, приятно а может - настораживающе,
сухо, устрашающе, неприятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек
имеет свое отражение в окружающем мире.
Так какое же имя выбрать?
Как назвать ребенка?
До революции выбор имен определялся списками имен, узаконенных
той или иной религией. После революции, когда церковь была отделена от
государства, выбор имен стал определяться только желаниями и вкусами
граждан.
Отсутствие нормативных списков имен приводит к тому, что одни
и те же имена у разных людей появляются в различном написании, а
отчества из одних и тех же имен образуются различным образом.
С целью упорядочения присвоения имен Юридическая комиссия
Совета Министров РСФСР языка АН СССР составила Справочник, в который
вошли наиболее распространенные русские имена и имена народов
автономных республик и областей Федерации. Каждому списку имен
предпослано свое отдельное предисловие, разъясняющее особенности
употребления имен в данном языке и дающее историческую справку об их
происхождении.
Издание Справочника имен вызвано и тем обстоятельством, что
многие родители подходят к выбору имени для ребенка недостаточно
серьезно. Одни из них присваивают детям первые попавшиеся модные имена,
что вызывает необходимость уже в детских садах и даже в яслях называть
всех Марин и Наташ по фамилиям. Другие поручают регистрацию рождения, а
заодно и выбор имени, бабушкам и дедушкам, а затем, узнав, что ребенку
присвоено "слишком старомодное" имя, пишут по всем инстанциям просьбы
об исправлении этого имени на "более современное". А иные безразлично
говорят работникам ЗАГСа: "Запишите какое-нибудь имя. Вырастет -
поменяет". Между тем, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31
марта 1940 г. "О порядке изменения гражданами СССР фамилий и имен"
установлено, что изменение фамилий и имен допускается только по
достижении 18-летнего возраста. При этом, как для изменения фамилии,
так и для изменения имени, необходимо иметь достаточные основания.
Совершенно не допускается изменение фамилий и имен лицам,
находящимся под следствием или судом, или имеющими судимость, а также в
тех случаях, когда имеются возражения со стороны органов
государственной власти.
Значит, изменение имени зависит не только от желания того или иного лица.
Предлагаемый Справочник имен нужен работникам ЗАГСов и
родовспомогательных учреждений, на которые возложено разъяснить
родителям их обязанности по отношению к ребенку. Беседуя с матерью о ее
обязанности зарегистрировать рождение ребенка не позднее месяца со дня
рождения, работники родильных домов и больниц должны оказать этой
матери помощь и в выборе имени.
Выбор имени - общее дело обоих родителей, об этом говорит и
статья 38 Кодекса законов о браке, семье и опеку РСФСР. Однако между
родителям при выборе имени нередко возникают споры.
Как же следует поступать в случаях спора? Статья 39 этого же
кодекса указывает, что при разногласии родителей спорный вопрос
разрешается органами опеки и попечительства при участии родителей.
Таким образом, если родители не могут договориться о выборе
имени, им следует обратиться в исполнительный комитет местного Совета
депутатов трудящихся, который вправе разрешить этот вопрос с их
участием.
Иногда регистрация рождения ребенка производиться по заявлению не родителей, а других лиц. Кто в этом случае выбирает имя?
Согласно статье 10 инструкции "О порядке регистрации актов
гражданского состояния" в РСФСР имя ребенка записывается по желанию
родителей, а при отсутствии родителей - по желанию лиц, на попечении
которых находится ребенок.
А как быть, если родители у ребенка имеются, но они по
какой-либо уважительной причине не могут сами явиться в ЗАГС для
регистрации рождения?
Конечно, и в этих случаях выбор имени лицами, обратившимися в
ЗАГС, с заявлением и регистрации рождения ребенка, должен быть
согласован с родителями. Если такого согласования не было или если имя
было присвоено вопреки воле родителей, то родители сразу же вправе
обратиться в ЗАГС с просьбой об исправлении записи о рождении.
Такие исправления записи нельзя путать с изменением имени.
Перемена имени, как уже говорилось выше, допускается только по
достижении гражданами СССР 18-летнего возраста. Заявления о желании
переменить имя подаются в районный или городской отдел (бюро) записи
актов гражданского состояния по месту жительства заявителя. В заявлении
обязательно указывается фамилия, имя и отчество, место и время
рождения, место постоянного жительства и точный перечень местностей, в
которых проживал заявитель. Кроме этого, конечно, указывается причина
изменения имени и избранное имя.
Вопрос об изменении имени решается Советом Министров
автономной республики, крайисполкомом или облисполкомом (в городах
Москве и Ленинграде - горисполком).
При перемене имени отцом исправляется отчество его
несовершеннолетних детей. Отчество совершеннолетних детей может быть
исправлено только в случае подачи ими заявлений в отдел (бюро) ЗАГСа по
месту жительства. Перемена фамилии так же, как и перемена имени,
является исключительным событием и может допускаться только в тех
случаях, когда такая перемена соответствует интересам гражданина и не
противоречит интересам общества. Отсюда можно сделать вывод о
необходимости более серьезного отношения к выбору имени.
Прилагаемые списки имен можно рекомендовать родителям,
поскольку в них включены имена наиболее типичные, наиболее
распространенные и не связанные с неприятными ассоциациями. Это,
однако, не означает, что нельзя выходить за пределы списков и давать
некоторые другие имена, которые должны, тем не менее, отвечать всем
требованиям, предъявляемым к именам: не иметь яркого смыслового
(нарицательного) значения и походить по форме на основную массу
принятых имен, если это имя - творчество родителей. Можно давать также
какие-нибудь редкие, забытые имена или те, что приняты у народов, имена
которых не вошли в настоящий справочник.
Тот факт, что в справочнике имена каждого народа даны
отдельным списком, не должен препятствовать тому, чтобы русский,
например, выбирал татарское имя, а якут - тувинское или чеченское.
Имена даются отдельными списками по языкам для того, чтобы легче было
ориентироваться в национальных именах. Если у какого-нибудь народа одно
и то же имя (алт. Карга) может быть и мужским и женским, оно дается в
сборнике дважды, в разных списках. Исключением является тувинский
список, где "общие" имена выделены особо.
У каждого народа есть много красивых имен, как своих исконных,
так и заимствованных. Имена собственные - это неисчерпаемый
интернациональный источник, из которого каждый может выбрать то, что
ему понравиться.
Прочесть обязательно:
Как правильно подобрать имя ребенку
Декларация прав ребенка
Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1959 года
ПРЕАМБУЛА
Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:
Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
|